Ловкий забивной вингер Берт Мюррей был в составе команды «Челси» в середине 1960-х годов, тренером которой был Томми Дочерти. Он также играл за «Питерборо». И накануне нашей встречи с командой Первой Лиги в КА мы встретились с Бертом, чтобы вспомнить былые промахи, радости дерби и талантливых товарищей по команде.
Мало кто представлял и «Челси», и «Питерборо» в своей карьере, но Берт Мюррей не только играл за оба клуба, он еще и участвовал во встрече этих команд в 1965 году.
Матч проходил на «Бридже», и благодаря уверенной победе дальше прошли хозяева.
Мюррей, забивший гол ударом через себя, вспоминает тот удачный для него и его команды день.
«Это был четвертьфинал КА, и мы победили их 5:1, — вспоминает он. — Я забил последний гол за «синих» в тот день. Вик Кроу, их капитан, получил травму после того, как на фланге постарался сыграть против меня в отборе и упал. Он повредил паховую мышцу, после чего его выдвинули в атаку, и именно он забил их гол».
«Если честно, мне кажется, я просто подцепил мяч и перекинул его через себя, и мне повезло, что снаряд попал в сетку. Я забил аналогичный гол «Ливерпулю». Я сделал то же самое. Я просто перекинул через голову, и мне повезло, что мяч влетел в верхний угол. Томми Смит, который опекал меня, повернулся ко мне и сказал: «Ты **** везунчик», но я поклялся ему, что именно так все и планировал».
«Та победа над «Питерборо» вывела нас в полуфинал, но мы, увы, проиграли «Ливерпулю». В следующем году мы проиграли на этом этапе «Шеффилд Уэнсдей», это было так печально, потому что Томми Дочерти продал Джима МакКаллиога им, тот забил один из голов, а мы проиграли 2:0».
«Потом команда вышла в финал в 1967 году, и проиграла там 2:1 «Тоттенхэму», в составе которых был Терри Венейблс. Я и Барри Бриджес ранее перешли в «Бирмингем», а Терри затем — в «шпоры»».
Годом ранее матча с «Питерборо» Мюррей блистал в еще одном раунде КА — против наших лондонских соперников «Тоттенхэма», хотя мы вылетели из турнира в следующем раунде, проиграв «Хаддерсфилду».
«Мы сыграли вничью на «Уайт Харт Лейн» 1:1, я забил единственный наш гол, а затем мы обыграли их 2:1 на «Бридже» в переигровке, — говорит Мюррей. — И я снова забил. Думаю, второй гол забил Бобби Тэмблинг».
«В те времена «Тоттенхм» был очень сильной командой, они к тому моменту выиграли Золотой дубль, так что забить в их ворота было приятно. У меня в пабе, бывало, висело фото, как я им забиваю в первом матче. А на «Бридже» я забил гол головой с 18 метров. Я не так уж редко забивал, на моей счету 44 мяча».
Но история Мюррея в этом турнире началась несколькими годами ранее. Он прошел все этапы Академии «Челси» вместе с Венейблсом и Алланом Харрисом, старшим братом Рона. Он был в составе команды, которая два года подряд выигрывала МКА, в 1960 году и в 1961.
«Мы все играли за молодежную сборную Англии, — говорит он. — Я тренировался с «Арсеналом» и «Тоттенхэмом», когда мне было 15 лет. Дэнни Бланчфлауэр, бывало, подвозил меня домой, но я решил пойти в «Челси», потому что Терри и Аллан были там, а я их уже знал».
“Терри был замечательным игроком, он был так хорош, что люди говорили, что он станет следующим Дунканом Эдвардсом, который погиб в результате авиакатастрофы в Мюнхене».
«Тогда я был центральным нападающим, но Дики Фосс, тренер молодежи в «Челси», перевел меня на фланг, и я там остался. Мы выиграли МКА два раза подряд, и в одном из матчей, с «Эвертоном», я забил три гола в победе 4:1».
«У нас был Питер Бонетти в воротах, Терри и я были в составе. Также были Бобби Тэмблинг и Барри Бриджес, так что команда была неплохая».
И хотя Мюррей, будучи игроком «Челси», не раз испытывал разочарование в КА, у него был и успех в домашнем кубковом турнире.
Он играл в обоих матчах финала Кубка Лиги 1965 года, когда мы одолели «Лестер» и завоевали трофей, это был памятный момент в его карьере.
«Да, я хорошо то помню, — говорит он. — Эдди МакКриди забил чудо-гол дома, мы получили мяч в центре поля и переиграли пятерых игроков противника».
«Финал Кубка Лиги проходил в два матча тогда, и после победы 3:2 дома мы сыграли вничью 0:0 на выезде. Гордон Бэнкс был в воротах у «Лестера» в те дни, а у нас был Бонетти, который делал потрясающие сейвы в тот вечер. Он был шикарным вратарем, мы знали, что, если мы забьем, у нас будет шанс победить в любом матче».
«Однажды мне пришлось заменить его в матче с «Арсеналом» в 1962 году. Питер получил травму, так что я встал в ворота на 70 минут, потому что у нас не было замен. К сожалению, мы проиграли 3:2, Джон Барнуэлл забил с пенальти, когда я был в воротах, и я с ним играл за «Питерборо», он мне всегда напоминал о том пенальти».
Сыграв 183 матча за «Челси», Мюррей отправился в «Бирмингем» в 1966 году, а затем перешел в «Брайтон энд Хоув Альбион» в 1971 году.
После двух лет на побережье он перешел в «Питерборо», где и завершил прекрасную карьеру.
««Питерборо» был моим последним клубом, и мне там нравилось, — говорит он. — Мне повезло, я играл за четыре отличных клуба с прекрасными футболистами. Мне действительно о большем и мечтать было нельзя».
«Я играл под руководством Дочерти в «Челси», Ноэля Кантуэлла в «Питерборо», Стэна Куллиса в «Бирмингеме» и Пэта Сауарда в «Брайтоне», четыре величайших тренера, и все они воспитывали меня».
«Я пойду на матч в воскресенье с Томми Робсоном, он недолго играл за «Челси» в 1960-х годах и много матчей провел за «Питерборо». С нами пойдет его сын и моя внучка, так что мы уже ждем матч».
«Моя маленькая внучка сходит с ума по «Челси», я водил ее на матч с «Ньюкаслом» в прошлом сезоне, она была так рада, когда увидела, как игроки выбегают из подтрибунного помещения».