Этот Евро – как Маркс, Энгельс и Ленин. Юрий Цыбанев – с итогами турнира

Этот Евро – как Маркс, Энгельс и Ленин. Юрий Цыбанев – с итогами турнира
Источник: Reuters

Обозреватель Sovsport.ru Юрий Цыбанев подводит итоги прошедшего во Франции чемпионата Европы по футболу. 

Снимаю перед Евро шляпу и признаюсь в глубочайшем к нему уважении. Да-да, это не был обычный турнир, где сюжетную линию определяли мастерство и воля команд. Это неведомый великий драматург по имени Евро подчинил все происходившее на полях Франции своему изощренному замыслу!

Сокровенная глубина этого замысла стала приоткрываться только в последнем действии. В финальные два часа. Когда вынужден был выйти из игры Роналду, на которого ценители футбольной звездности молились как на возможного героя, - и миссия его сузилась до соучастия с бровки. Когда Руй Патрисиу и провидение отразили все попытки французов отличиться и как-то выделиться из командного ряда. И, наконец, когда некто Эдер, глубокий португальский резервист, уверенно влепил рабоче-крестьянский голешник, чемпионский. Развязка. Занавес.

Чемпионат выиграла обыкновенная команда – и выиграла в отсутствие своей звезды. Вот что, оказывается, задумано-то было, а мы-то и не догадывались ни краешком своего заскорузлого понимания. Этот Евро заземлил всех звезд. И лимитировал все ценности, на которые мы опирались в своем представлении о большом футболе.

Он распахнул двери для тех команд, которые принято называть маленькими. Когда заведомые нефавориты-разночинцы оккупировали верхнюю половину сетки плей-офф, что гарантировало самому хваткому из них вице-чемпионское звание, мелькнула первая догадка: что-то здесь не так, как обычно.

Но и в другой половине сетки грянула гроза, и молния разила самые стойкие стереотипы. Итальянцам было прежде невмоготу против испанцев чемпионского образца – а теперь расправились с ними залихватски. Немцы терялись против итальянцев – теперь кое-как с ними сладили. Французы комплексовали против немцев – а тут изловчились их взять. Наконец, португальцы четыре десятка лет не в силах были зацепить у «трехцветных» хотя бы контрольную игру. И финал стал не логическим исходом, а венцом опровержений, месяц гулявших по французским полям.

Как же все это называется? Ну, ну – вспоминаем… А, вот: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Революционный гимн «Интернационал». Забытый. Заглушенный рыночными ценностями наступившего века.

Этот Евро – Маркс, Энгельс и Ленин вместе. Ибо он изощреннейшими способами обрушил все иерархии, выстроенные футбольным рынком. И подарил реальные шансы футбольному простонародью.

Воспользовались те, кто стояли первыми в очереди за титулами и славой. Португальцы, чаще других замеченные на подступах к верхней ступени пьедестала. А вдобавок оказавшиеся самыми прилежными, ответственными, расчетливыми - плюс, в тон невидимому драматургу, и самыми изощренными. Да, они наступили на горло своей песне. Но взамен они работали в плей-офф на перехвате инициативы в самый неожиданный для соперников момент. О, Фернанду Сантуш вложил в стратегию и тактику недюжинный ум!

Этот Евро вновь сделал футбол спортом равных возможностей. Каждый, право, имеет право. Не революция, но - демонстрация протеста против диктатуры рынка.

А мы-то, грешные, с непутевой своей командой, ну, совсем ничего в этом Евро не поняли... Хотя не без успеха играли с теми же португальцами в том году - и ЦСКА, и «Локо» (против этой самой средней линии из «Спортинга»), и сборная (притом Сантуш выставил тогда против наших в значительной части основной состав). Но где они – и где мы…

Больше, чем 10 процентов. Чем нам запомнится этот Евро

Read Full Article