Филипп Труссье: Китай – это планета инвесторов

Фото: sipg-fc.com
Фото: sipg-fc.com

Известный французский тренер Филипп Труссе, под руководством которого Япония в 2002 году дошла до 1/8 финала чемпионата мира, обыграв в групповом турнире сборную России (1:0), в 2014–2015 годах работал главным тренером китайского клуба «Ханчжоу Гринтаун». Накануне Всемирного футбольного форума (World Football Forum), который начинает сегодня работу в Париже, рассказал о перспективах развития китайского футбола.

World Football Forum

Всемирный футбольный форум, который компания Eventica проводит с 2011 года в разных странах, – уникальное событие, привлекающее внимание представителей футбольной индустрии, международных организаций, крупного и среднего бизнеса и ведущих СМИ. Форум в Париже (7-8 июля) называется «Новая география футбола», и посвящен, в частности, все возрастающей роли Китая, Индии и других азиатских стран в современной футбольной индустрии.

Два года работы с «Ханчжоу Гринтаун» убедили Филиппа Труссье в том, что превращение Китая в одну из ведущих футбольных держав мира – не фикция и не мираж в пустыне Гоби, хотя проблем на этом пути у китайских руководителей уже сегодня немало.

– Что такое современный китайский футбол?
– Это целая планета инвесторов и сообщество людей, которые хотят приглашать из других стран специалистов, способных принести пользу китайскому футболу. Сегодня, в отличие от того, что было пять лет назад, когда я работал консультантом в «Шеньчжень Руби» (команда второго китайского дивизиона), китайские клубы приглашают игроков с именем, опытом и потенциалом, а не тех, кто находится на закате карьеры. Они готовы тратить по 20-30 миллионов евро и даже больше на трансферы, потому что экономика развивается, денег много. Проблемы – в недостатке опыта, в психологии и тактике. Что же касается инфраструктуры, организации или освещения в СМИ, все делается очень профессионально, на уровне стандартов ведущих футбольных стран.

– Почему тогда китайские инвесторы идут в Европу?
– Чтобы продвигать свой бизнес или показывать свои возможности. Это очевидно.

– Есть ли в Китае продуманная стратегия развития футбола?
– Да, но она воплощается в жизнь несколько искусственно, потому что в Китае нет многолетних футбольных традиций. Это как если бы во Франции мы захотели стать чемпионами мира по бейсболу и привезли бы из США лучших тренеров. Менталитет быстро не изменить! Китайцы должны научиться проигрывать. У них есть деньги, но не хватает человеческого капитала. Китайцы хотят иметь у себя футбол высшего уровня, однако пока более-менее успешно копируют все, что есть в испанских, немецких или французских клубах. Есть несколько команд, которые уже сегодня можно назвать профессиональными, как, например, «Гуанчжоу Эвергранде», но сколько китайских футболистов находятся в сфере интересов европейских клубов? Хотя бы одного из них собираются купить? Мы сможем говорить об эволюции китайского футбола, когда в Европе будет выступать хотя бы 30 китайских игроков.

– Насколько велико участие государства в программе развития футбола?
– Глава государства распорядился выделить большие средства на развитие детских школ, чтобы китайцы могли начинать играть в футбол с самого юного возраста. Деньги – это хорошо. Но опять встает вопрос, кто будет работать с этими детьми, чтобы они развивались в правильном направлении? Пока специалистов не хватает, а спрос колоссальный.

– Смотрят ли в Китае матчи европейских чемпионатов?
– Из-за разницы во времени смотрят обычно дневные игры. В основном английскую премьер-лигу. Есть высокий интерес к матчам немецкого и испанского чемпионатов. Причем, что любопытно, «Реал» воспринимают как команду, а «Барселону» – как продукт или торговую марку.

– Инвесторы стоят в очереди, чтобы вкладываться в китайский футбол?
– Да. И они любят футбол. Китайцы – болельщики. Кроме того, поскольку футбол стал государственной политикой, вкладывать в него деньги значит обращать на себя внимание государства. Правда, в клубах стратегией особо не озабочены. Если что-то не получается, проблемы списывают на тренера и увольняют. Это как пересадить пилота «Формулы-1» за руль обычной машины и требовать от него побед! Поэтому во многих клубах каждый новый сезон начинают с нуля. Здесь не принято ждать по три года, пока что-то получится.

– С таким отношением китайским инвесторам будет нелегко в Европе.
– В Европе другое отношение. Здесь китайцы больше доверяют опыту тех, с кем работают. Они не требуют немедленно стать № 1, а следят за прогрессом. Китайцы могут быть хорошими партнерами. Они достаточно умны, чтобы не навязывать свое мнение, хотя у них дома такое случается часто.

– Какое будущее ждет китайский футбол?
– В Китае все меняется очень быстро. На мой взгляд, развитие китайского футбола пойдет по той же схеме, что в Японии, где я работал. На первом этапе – превращение футбола в событие, в популярное шоу. На втором – приглашение иностранных специалистов, которые постепенно передали бы свои знания китайцам. На третьем – китайские специалисты берут все в свои руки. Китай достаточно обособленная страна – «Милан» не будет приезжать туда каждую неделю, возможно, один раз в год летом. Поэтому для китайцев важно удачно выступить на чемпионате мира, для начала – пройти групповой этап.

Личное дело

Филипп Труссье

Родился 21 марта 1955 года.

Работа со сборными
Кот д’Ивуар (1992–1993), Нигерия (1997), Буркина Фасо (1998), ЮАР (1998), Япония (1998–2002), Катар (2003–2004), Марокко (2005), Бенин (2007).

Работал с французскими клубами второго дивизиона, с «Марселем» (2004–2005), а также клубами Кот д’Ивуара, ЮАР, Марокко, Японии и Китая.

В настоящее время – главный тренер марокканского клуба «Лион д’Атлас».

Read Full Article