Марк Вильмотс: Надо рисковать!

Ромелу Лукаку и Марк Вильмотс
Ромелу Лукаку и Марк ВильмотсИсточник: Reuters

Среди участников Евро-2016 сборная Бельгии занимает самое высокое место в рейтинге ФИФА – 2-е. Фаворит? Безусловно. И место «красных дьяволов» в восьмерке после победы над Венгрией никого не удивляет. Но главный тренер бельгийцев в рейтинги не верит и считает, что только полная самоотдача, сила духа и патриотизм позволят команде добиться успеха.

БЕЛЬГИЯ НЕ ФАВОРИТ

- Когда в 2009 году вы начали работать в сборной Бельгии помощником Дика Адвоката, она занимала 68-ю строку в рейтинге ФИФА. Сегодня она – вторая вслед за Аргентиной. Если бы кто-то сказал вам 7 лет назад, что такое произойдет, что бы вы ответили?
- «Ты, наверное, сумасшедший!» За последние 34 года Бельгии ни разу не удавалось выйти подряд в финальную часть чемпионатов мира и Европы. Нынешняя команда бьет рекорды. Ей не хватает только титула. Но я понимаю, что выиграть его – самое сложное. Успех определяется порой не зависящими от тебя факторами. Знаю это по своему опыту.

- Именно поэтому не соглашаетесь с теми, кто называет Бельгию фаворитом?
- Нет, трезво оцениваю наши силы. Потому что не люблю болтать, а предпочитаю работать. Чемпионат во Франции получается для нас непростым, поэтому скажу, что сборная Бельгии может добиться успеха, но может и вылететь.

- Кто тогда фавориты?
- Испания, Германия и Франция. Они уже выигрывали чемпионат Европы и по составу превосходят остальных. Мы где-то под ними.

КОМАНДА НА 30 ПРОЦЕНТОВ

- И все же Бельгия ждет от сборной многого. Страна, пережившая весной атаки террористов, хочет праздника.
- Это так, однако, 23 футболиста не способны изменить все сразу. Жизнь уже не будет прежней. Но сборная может сделать людей счастливыми. Ее задача побеждать. Она уже и так добилась того, что бельгийцы могут гордиться своей командой.

- Чем объясните столь горячую поддержку со стороны болельщиков?
- Сборная нравится людям, потому что в каждом матче выкладывается до конца. Не важно, есть у тебя достоинства или нет, главное сделать для успеха все, что можешь. На таком уровне победы выгрызают зубами. Раньше футболисты приходили в сборную, прежде всего, чтобы заявить о себе. Я сказал всем в 2012 году: «Вы играете лучше, чем сборная 2002 года. Но в сравнении с ней, вы – команда лишь на 30 процентов. Играете сами по себе». Отношение удалось изменить. Сегодня мы все в одной лодке.

- Что дает вам повод так думать?
- Сегодня никто не высказывает неудовольствия, даже оказавшись в запасе. Все поддерживают друг друга, все понимают, что играют за Бельгию. Если кто-то устанет или сломается, другой его заменит. Каждый готов выйти на поле. За последние 4 года нам не раз удавалось переломить ход встречи за счет замен. У запасных должен быть такой же настрой, как и у игроков основы.

- Каким образом удается этого добиваться?
- Очень просто. Мы договорились, как будем жить в команде, какие правила соблюдать. Дальше футболистам не надо ни о чем напоминать, они все сделают сами. Дисциплина может быть жесткой, скажем, на немецкий манер, но это не исключает дружеских отношений, шуток, подколок. Футбол и в этом тоже. Не будем забывать, что футболисты очень молоды. Побеждаешь ты или проигрываешь, жизнь идет своим чередом. Никто не становится счастливей при мысли, что, чем чаще выигрывает, тем круглее становится счет в банке. Футболистам важней ощутить себя частью команды, единого целого.

ОТКРЫТЫЕ ДВЕРИ

- Думаете, болельщики это видят и ценят?
- Безусловно. Если раньше никто не ходил на матчи сборной, то сегодня люди не могут достать билеты. Все изменилось с матча против Англии (это был дебют Вильмотса на посту главного тренера, 0:1 – прим.ред.). Теперь все игры проходят при аншлаге, потому что команда стала намного ближе к болельщикам. В прямом смысле тоже. Мы открыли все двери. Сегодня тренировки сборной проходят в присутствии зрителей. Приходят по 1500 человек. Много детей – 8-10-12-летних мальчишек и девчонок. Они хотят быть похожими на игроков сборной.

- Раньше такого не было?
- Раньше бывало, что игрок, бросивший свою майку зрителям, получал ее обратно. Сегодня такого не случается.

- Внутри сборной тоже произошли изменения?
- Да, и без них мы ничего не смогли бы достигнуть, сколько бы ни меняли тренеров. Изменился менталитет. Никто не сказал, что мы должны стать номером 1 в мире. Напротив, думали только о том, чтобы не упасть еще ниже. Но сегодня в сборной работают лучшие специалисты. И каждый трудится с полной самоотдачей. Если я вижу, что кто-то не дорабатывает, 3-4 замечания – и человека нет в команде. Если я работаю по максимуму, то же самое должны делать и все остальные.

КАК СТАРШИЙ БРАТ

- Не слишком ли жестко?
- Нет. Футбол не только игра, это еще и ремесло. А в ремесле надо быть перфекционистом. И на поле, и за его пределами. Нужно профессионально относиться к своему делу. Элементарная потеря мяча может стать фатальной ошибкой и причиной вылета команды. В плей-офф не будет возможности ее исправить. Игроки этого не понимают, они слишком молоды и уверены, что все еще впереди. У меня времени нет. И у команды его нет. Это надо вбивать в головы игрокам. Пока получается, мы делаем не так много глупостей.

- Вы строги, но справедливы, так? Вы для игроков, как отец?
- Как старший брат, а сборная – как семья. Футболисты знают, что ко мне можно обратиться с любой проблемой – спортивной или личной. Никому не говорю «делай так», но даю советы. Если кому-то нужна юридическая, налоговая или медицинская помощь, у нас есть службы, которые ее окажут. То же самое касается трансферов.

БЫТЬ ПАТРИОТАМИ

- Патриотизм важен для сборной?
- Безусловно. Я сам патриот, иначе не стал бы работать со сборной в качестве главного тренера. Мне неплохо было и в роли ассистента. Деньги никогда не были главным, потому что за карьеру игрока удалось кое-то заработать. То есть, желанием возглавить сборную я не горел. Убедили игроки. Перед матчем с Англией в 2012 году они собрались, поговорили и сказали, что хотели бы видеть меня на посту главного тренера. Спросили еще, не нужно ли довести их мнение до федерации футбола.

- И вас назначили временно исполняющим обязанности.
- Все было несколько сложней. Когда пришел в сборную в 2009-м, хотел помочь Дику Адвокату навести порядок в команде. В 2002-м я уже делал это, но в качестве капитана. Тогда у нас была очень сильная сборная. Но за 7 лет мы пали так низко, что не было ни игры, ни настроя, ни желания. В сборную никто не верил. Я по натуре оптимист и не сомневался, что у нас с Диком все получится. Начали с отбора футболистов по линиям, стали наигрывать связки. Жаль, через 10 месяцев Дик уехал в Россию. Потом появился Жорж Лекенс, с ним проработали 2 года. Хотя я был его ассистентом, футбол понимал иначе. Когда стало понятно, что на чемпионат Европы 2012 года мы не попадаем, Жорж ушел в «Брюгге». До конца года оставалось 2 товарищеских матча. В моем контракте с федерацией было прописано, что он разрывается в случае ухода Лекенса. То есть, я стал безработным.

- И что было дальше?
- Отработал те два матча. Причем бесплатно! Решил для себя, что если ты бельгиец и сыграл 70 матчей за сборную, не имеешь права бросить ребят. Принял команду и попытался изменить ее игру на свой лад. Мы перестали выжидать ошибок соперника, стали больше атаковать и создавать по 5-6 голевых моментов за матч, а не 1-2, как раньше. Моя философия заключается в том, что игра должна нравиться и публике, и самим футболистам. Не надо бояться рисковать. Да, можно проиграть, но, не рискуя, точно не выиграешь. Надо идти до конца, иначе потом останется только сожалеть, что не сделал то, что должен.

Read Full Article