«Леонид Викторович, решение об отставке обдуманное?» Колонка Евгения Ловчева

Леонид Слуцкий
Леонид СлуцкийИсточник: Reuters

Сегодня должна состояться встреча президента РФС Виталия Мутко и главного тренера сборной России Леонида Слуцкого, на которой решится, продолжит ли наставник работу в национальной команде. Обозреватель Sovsport.ru Евгений Ловчев сформулировал вопросы, которые бы задал Слуцкому, будь он на этой встрече.

Вопрос об опыте

Леонид Викторович, вы прошли большой путь, всегда двигаясь постепенно, поэтапно. Сначала была детская команда «Олимпия» из Волгограда, ставшая, по сути, для вас входом в тренерскую профессию. Затем – «Уралан», «Москва», «Крылья Советов» и, наконец, ЦСКА. В армейском клубе пока и случился главный успех.

Со сборной все вышло несколько иначе – более спонтанно. Вы боролись со своей командой за золото РФПЛ, решали клубные задачи, когда к вам обратились из РФС. И ведь долго уговаривали. В связи с этим вопрос: что главное, Леонид Викторович, вы вынесли из чемпионата Европы, какой опыт приобрели? Все-таки это не тот турнир, где можно что-то поправить в межсезонье. Циклы подготовки к матчам на Евро гораздо более скоротечные, нежели в РФПЛ.

О разруливании рынка

После Евро укоренилось мнение, что в стране совершенно нет футболистов. Вообще. Поднялся вопрос с лимитом. Есть два мнения: отменить или ужесточить. И здесь бы, Леонид Викторович, хотелось сделать небольшое отступление. Когда-то у нас изменился строй: от социалистического к капиталистическому. И нам начали говорить о том, что рынок сам все разрулит. Но, по большому счету, он ведь ничего не разрулил. Только появились миллиардеры и, извиняюсь, бомжи.

Когда боссы российских клубов говорят об отмене лимита, а вы, кстати, поддерживали эту инициативу, то мотив звучал тот же: рынок сам все разрулит. Говорят, не будет лимита, тогда российский футбол попрет. Приедут иностранцы крутые. Но ведь приезжали уже: Диарра, Халк, Это’О, Гарай. И как использовали мы опыт и мастерство этих людей? Вывели они нас наверх? Скорее, нет – деньги выкачали и уехали.

Мы пошли этим путем, а теперь столкнулись с тем, что нет ни сборной, ни футболистов. Поэтому мне сейчас кажется, что правильней будет ужесточить лимит. Сборная – это главный показатель уровня футбола в стране. Сейчас наш уровень – это ситуация, при которой мы не можем даже двух человек на одну позицию найти. Значит, нужно принимать непопулярные меры.

У нас, к сожалению, не рынок, а базар для осваивания денег. По правилам рынка деньги ты должен сам заработать, а потом куда-то вложить. А у нас деньги – это просто подачки корпораций, государства. И чтобы в такой ситуации у российского тренера был хоть какой-то выбор, нужно ужесточать лимит. Ведь как растут молодые футболисты? Расскажу вам свою историю. В «Спартаке» получил травму Крутиков. И меня взяли на подмену. Если бы уНикиты Симоняна тогда была возможность взять какого-нибудь опытного иностранца, наверное, он так бы и сделал. А он, понимая, что у него есть только Ловчев, неважно – талантливый, растущий или нет, это только в процессе можно увидеть – стал со мной работать. Постоянно. А сейчас ведь никто не хочет работать с молодыми, просто отдавая в аренду, избавлясь от них, по сути. И вот поэтому вопрос к вам, Леонид Викторович: почему вы считает, что российский рынок в безлимитном состоянии все разрулит?

О подводке к Евро-2016

Перед Евро-2016 вы сказали, что к первой игре команда не будет полностью готова, будто рассчитывая далеко пройти по турниру. Чуть ли не до финала. И мне вспоминается ЧМ-1986. Тогда Валерий Лобановский заменил Эдуарда Малафеева за месяц до турнира. Все говорили: «В Мексике - высокогорье, нельзя там много бегать». Но Лобановский понимал, что в первой игре с венграми фактически решится выход в следующий раунд. И мы победили со счетом 6:0, уже на пятой минуте ведя в два мяча. Запомнился момент, когдаБеланов уходил с поля, шатаясь, просто из стороны в сторону вело человека. Это говорит о том, что Лобановский решил выиграть здесь и сейчас, чтобы точно выйти в плей-офф, а дальше уже – бог с ним, по ситуации. Это ведь только классные команды, вроде немцев, испанцев, могут вкатываться в турнир, набирать форму через игры, чтобы к плей-офф уже выйти на пик. Что-то подобное делал Гус Хиддинк, когда он несколько пренебрег первым матчем на Евро-2008. Но у голландца колоссальный опыт в том, что касается подводки к таким турнирам.

Леонид Викторович, не было ли, в том, что вы решили плавно подвести команду к турниру, ошибки? Все-таки уровень сборной России сейчас таков, что ей нужно было все три матча носиться на сумасшедших скоростях, чтобы решить задачу. Со стороны же казалось, что команда не дошла до точки кипения в плане «физики».

О национальном характере

Меня поразили своим командным и, наверное, даже каким-то национальным характером сборные Ирландии, Исландии и Хорватии. Во все времена, в том числе и когда я играл, мы уступали в техники лучшим в мире, в «физике» сильны были, да, но своего мы добивались, прежде всего, за счет характера. Когда уже ничего не оставалось, то отдавали на алтарь победы именно его. А сейчас смотришь, Леонид Викторович, как ирландцы беснуются, празднуя вместе со своими болельщиками выход в плей-офф, и задаешься вопросом: когда и где потерян национальный русский характер? У нашей команды его просто нет.

О чести

Ни разу такого не было, Леонид Викторович, и вот – опять. Думаю, вы знаете, что и, главное, зачем написал полузащитник сборной России Павел Мамаев в интернете, обращаясь ко всем болельщикам. Поэтому я с некоторых пор очень хорошо отношусь к польской сборной. Я был в Польше на ЧЕ-2012. И когда они, хозяева турнира, провалились, не выйдя из группы, то на следующий же день вся команда в полном составе вышла на центральную площадь Варшавы к болельщикам в фан-зону. Разговаривали с людьми, извинялись перед ними. И за этим выходом польской команды ведь стоят старшие люди, которые футболистов так воспитали – тренеры, руководители. Они и сказали: «Завтра идем к болельщикам». А у нас: «Я не справился, до свидания».

Вопрос простой. Должен ли такой игрок и дальше представлять сборную России? Или, может быть, ему нужно показательно по ушам дать?

О выборе

Сразу после игры с Уэльсом вы заявили о желании уйти в отставку. Но я, например, не считаю, что обучаемый человек, который является лучшим тренером страны на сегодняшний день, обретя определенный опыт, должен уходить. И тут есть два пути. Первый – это сказать: «Ой, я не справился – я пошел», а другой – остаться, чтобы все исправить. Второй путь – спортивный. Поэтому, Леонид Викторович, важно знать – это обдуманное решение, мол, мне в ЦСКА лучше, денежку платят, а здесь еще и выгнать могут. Или эмоциональное?


Read Full Article