Сергей Карасев: Сначала внутри все кипело

Сергей Карасев: Сначала внутри все кипело
Источник: Reuters

Российские судьи впервые за 10 лет судили крупный турнир. Кажется, все сложилось удачно, но команда Сергея Карасева провела только два матча и не получила назначений на плей-офф. Почему? На этот и другие вопросы Сергей Карасев ответил в первом большом интервью после чемпионата Европы - его он дал спецкору Sovsport.ru.

«КОЛЛИНА БЫЛ ПРИЯТНО УДИВЛЕН»

- Сергей, почему все-таки турнир закончился для вашей команды рано? Мы рассчитывали вас увидеть хотя бы в 1/8 финала.
- Таково решение руководства УЕФА. Нам и некоторым другим арбитрам было сказано, что судить на Евро мы больше не будем и отправляемся домой. Что касается нашей бригады, руководитель судейского комитета УЕФА Пьерлуиджи Коллина поблагодарил нас за работу, сказал, что был приятно удивлен. Особенно учитывая, что это первый крупный турнир для нас. Продолжат же судить на Евро более опытные судьи. Такое решение принимают Коллина, Хью Даллас и Марк Ботта. Обсуждают моменты все члены судейского комитета, но окончательное слово - за этим триумвиратом Мы с ребятами - Тихоном Калугиным, Николаем Голубевым, Сергеем Лапочкиным и Сергеем Ивановым - рады, что российская школа судей снова была представлена на крупном турнире. А шестым членом в нашей бригаде, можно сказать, был Антон Аверянов, который по известной причине не смог поехать на Евро (Антону не хватило трех сотых секунды, чтобы сдать тест перед Евро и он был заменен на Николая Голубева - Прим. ред.). Антон постоянно мысленно был с нами. Огромное ему спасибо. То, что мы судили Евро — это и его большая заслуга.

- Говорят, арбитров, которые впервые судили Евро, изначально не планировали привлекать к плей-офф.
- Не знаю этого. Мы ехали на Евро, чтобы выступить хорошо. Первый матч отработали успешно. И сразу получили назначение на второй. Как мы поняли, это была награда за то, что хорошо провели первую игру. Поэтому настроение было отличным. Хотели идти дальше и отсудить хотя бы 1/8 финала. За свою работу не стыдимся. Нам все объяснили - мы все поняли. И ни на кого не в обиде.

«БУДЕТ, ЧТО ПОКАЗАТЬ ВНУКАМ»

Париж. Сергей Лапочкин, Николай Голубев, Сергей Карасев, Тихон Калугин, Сергей Иванов (слева направо) в раздевалке после матча Швейцарии с Румынией
Париж. Сергей Лапочкин, Николай Голубев, Сергей Карасев, Тихон Калугин, Сергей Иванов (слева направо) в раздевалке после матча Швейцарии с РумыниейИсточник: Sovsport.ru

- Вам объявили, что больше судить не будете в четверг. И в этот же день вы отправились домой?
- Да. На 10 утра было назначено совещание, на котором должны были объявить шесть бригад, которые покидают Евро, и первые назначения на 1/8 финала. Минут за 15 до начала совещания перед входом в зал к нам подошел Пьерлуиджи и объяснил, что к чему. Потом уже всем было объявлено в зале, нам вручили медали.

- Хоть кто-то из россиян возвращается из Франции с медалями.
- Честно говоря, упаковку еще не открывал. Медаль в красивой коробочке. Приятно, что и говорить. В коллекцию. На старости будет что показать внукам.

- Какой у вас был распорядок во Франции?
- До начала турнира каждый день были лекции по нововведениям в правила, с рекомендациями, просмотром видео. Тренировки - одноразовые и двухразовые. 7 июня сдавали нормативы. Когда турнир начался, тренировки стали разными. Судей, которые возвращались после матчей, восстанавливали. Физиотерапевтов, тренеров по физподготовке, массажистов и докторов было человек 12-14. Тренировались на двух футбольных полях. Кто-то проводил интенсивные тренировки, тем, кто готовился к матчу, жестких нагрузок не давали.

- За какой срок вам объявляли, какой матч судите?
- Была создана группа в вотсапе, куда включили всех судей и руководителей. И вся информация по турниру поступала туда. Нас не собирали всех, как было прежде на крупных турнирах, чтобы объявить, кто судит. Пьерлуджи сказал, что это потеря времени - когда 100 человек приходит в зал, чтобы узнать назначения. Что касается срока, то, к примеру о том, что мы судим 15 июня, узнали 12-го числа.

«ШТАНЫ КИРАЯ ВЫГЛЯДЯТ НЕОБЫЧНО»

Источник: Reuters

- Вы судили матчи Румынии со Швейцарией и Исландии с Венгрией. Какой получился сложнее?
- Наверное, первый, потому что это был дебют на Евро. Естественно, старались волнение не показывать, хотя внутри все кипело. Но это нормально для любого человека, который дебютирует на таком турнире. Чувствуется нерв. Потом с первыми свистками волнение улеглось.

- Вы в обоих матчах назначали пенальти...
- Да. И еще очень сложный момент был в концовке матча Венгрии и Исландии, когда шла третья добавленная минута. Надо было принимать решение - в штрафной или нет было нарушение. Момент ключевой. Ошибись - и одна команда выиграет, а другая... Сами представляете, какой шум мог быть. Вот этот момент был самым сложным. Тем более через два дня на третий судить не так просто. Еще и перелет в Марсель. Но мы с Тихоном Калугиным приняли решение, что нарушение было до штрафной. И оказались правы.

- Матчи вроде не были грубыми, тем не менее, два пенальти вы поставили. О чем это говорит?
- Наверное, стечение обстоятельств. К счастью, мы в этих эпизодах разобрались. Когда постоянно сконцентрирован, занимаешь правильную позицию - принимаешь верное решение. Вообще у меня много матчей и в России, и в европейских турнирах, где такие решения важные приходится принимать.

- В матче с французами у швейцарцев постоянно рвались футболки. Когда вы их судили, ничего неладного не заметили?
- Да нет. О проблеме с майками узнал потом из интернета.

- Можно сказать, что самая экстравагантная экипировка на Евро - серые штаны - у вратаря венгров Кирая?
- Это необычно выглядит. Но такая экипировка соответствует правилам игры в футбол. Если человеку нравится, почему нет? Для судей тут нет повода то-то обсуждать.

- Хотя на предматчевом совещании экипировке уделяют внимание.
- На него ездят резервные судьи. В нашем случае это были Алексей Кульбаков из Белоруссии и его ассистент Виталий Малютин. Они работали с нами на двух играх.

«С ДЖУДЖАКОМ ПООБЩАЛИСЬ ПО-РУССКИ»

Источник: Reuters

- Футболисты после матчей меняются футболками друг с другом. Судьи с кем-нибудь и чем-нибудь обмениваются?
- Только рукопожатиями. После игры представители команд могут подарить сувениры. Так, после игры исландцев с венграми, подарили по майке. Я их собираю. Со временем пристрою куда-нибудь.

- Узнали вас игроки, которые играли или играют в России?
- Конечно. С Сигурдссоном, который играет в «Краснодаре», пожелали друг другу удачи. А с Джуджаком на предматчевой разминке даже пообщались немного. По-русски.

- Исландия - одна из самых обсуждаемых команд этого Евро. Чем она вам запомнилась?
- Игру команд для судей на Евро разбирал специальный человек из технического комитета УЕФА. Мы могли посмотреть, как действуют команды в атаке и обороне, кто больше фолит, кто чаще за майки хватает. Когда на Исландию смотрели, было видно, что это физически крепкая команда, ребята высокие. Несмотря на то, что стиль их кажется простым, он приносит результат. И команда из страны с населением 300 тысяч человек выходит в 1/8 финала. Это говорит о том, что футбол разнообразен. И показывать результат можно не только с топовыми игроками, но и просто когда коллектив собирается хороший.

«ВСЕ РАЗГОВОРЫ ЗАПИСЫВАЮТСЯ»

Марсель. Тихон Калугин, Сергей Иванов, Сергей Карасев, Сергей Лапочкин, Николай Голубев на тренировке перед матчем Исландии и Венгрии.
Марсель. Тихон Калугин, Сергей Иванов, Сергей Карасев, Сергей Лапочкин, Николай Голубев на тренировке перед матчем Исландии и Венгрии.Источник: Sovsport.ru

- Как вы смотрели матчи сборной страны, где население несколько больше, чем в Исландии? Имею в виду сборную России.
- Смотрели матчи, кроме встречи со Словакией, потому что в этот день судили сами. Думаю, не наше дело говорить об игре сборной. Пусть это делают эксперты, тренеры.

- Согласны, что игрокам сборной России на судейство в этом турнире точно не из-за чего пенять?
- С Англией и Уэльсом судейство было хорошее. Как и в целом на турнире. Не слышал критики от тренеров и игроков.

- У вас на Евро контакт со всеми на поле был нормальный?
- Два матча прошли в целом корректно. Понравилось поведение игроков. Никто никого исподтишка не бил. В верховой борьбе локти не выставлял. Игроки берегли друг друга, мужская борьба шла. И в свой адрес высказываний я не слышал. Единственную карточку показал за неспортивное повеление Кляйнхаслеру из сборной Венгрии. Он резко воспринял мое решение назначить штрафной, что-то сказал и махнул рукой в мою сторону. Это строго должно пресекаться. После игры игрок, правда, подошел и извинился.

- Как работала технология автоматического определения гола?
- У нас не было ситуаций, когда она была необходима. Но работала система довольно просто и качественно. Судей еще до старта турнира возили на «Парк де Пренс», где ее тестировали. Мы пользуемся коммуникационной системой. На нее настраивают дополнительную рацию. Таким образом, всего работает восемь раций. Шесть для судей. Одна - для определения гола. Одна записывает то, что мы говорим в процессе игры. Файл с этой записью потом отправляем в УЕФА.

- Это, получается, все разговоры записываются?
- Да. УЕФА хочет знать, что мы говорим, чтобы в дальнейшем дать совет, как лучше держать коммуникацию в процессе игры. А возвращаясь к системе определения гола, когда мяч пересекает линию, на часах мигает надпись «Гол! Гол! Гол!». И в наушнике я также трижды слышу это слово.

«ТРЭШ Я НЕ ВРУБАЛ»

Главный сувенир Сергея Карасева - мяч с дебютного матча на Евро
Главный сувенир Сергея Карасева - мяч с дебютного матча на ЕвроИсточник: Sovsport.ru

- Российская бригада судей впервые с 2006 года работала на матчах крупного турнира. Можно сравнить это с выходом сборной России на чемпионат мира спустя 12 лет?
- Могу сказать, что мы очень рады. После этих двух игр получили хорошую оценку и, надеюсь, в будущем станут обращать внимание не только на нашу бригаду, но и на других ребят из России. Мы судили на Евро и показали, что не хуже других работаем, что на нас можно рассчитывать.

- Вы благодарили тещу за английский. Проблем с языком не возникло?
- Никаких. С 2010 года, когда получил эмблему ФИФА, может, только в первые погода небольшие трудности возникали. Теперь нет проблем. Да и не требуется здесь кембриджский уровень. Главное - объяснить свои действия на поле. Для этого надо понять инспектора. А в быту все вообще элементарно. Сейчас все российские арбитры, которые входят в лист ФИФА, говорят на английском.

- Что привезли теще из Франции, чтобы отблагодарить за английский?
- Я благодарен всей своей семье. Отцу, маме. Отец у меня вообще провидец. Потому что именно он сказал, когда мне 15 лет было: «Иди судить». Вот я дошел до уровня Евро. Хочу его держать, повышать. А привез из Франции традиционный набор - сыр, вино, фуагра.

- Вам уже хочется судить матчи вроде «Нефтехимик» - «Сокол» или «Анжи» - «Амкар»?
- Сейчас, честно говоря, судить вообще не хочется. Есть приятная усталость. Долго готовились к турниру, постоянные сборы, тесты. Опустошенность сейчас чувствую. Но у нас 3 июля уже сбор. И мы мы любим Россию, наш чемпионат. Так что рады работать на любой игре.

- Но у вас ведь впереди еще олимпийский футбольный турнир.
- 28 июля улетаем в Бразилию. Обратные билеты на 15 августа. Но это все формально. Как и в случае с Евро, никогда не знаешь, когда возвращаться. Постараемся отработать там так же качественно, как во Франции.

- Вас по дороге из Парижа в Москву узнали?
-В аэропорту перед вылетом подошли болельщики. Сказали, что им понравилось судейство, пожелали удачи.

- Знаю, что вы музыку любите. Какую слушали во время Евро?
- Более спокойную. Типа хард-рока, хэви-метал. Трэш не врубал. 

Read Full Article